В российских СМИ и блогах соцсетей продолжается активное обсуждение результатов испытаний, проведённых российскими и китайскими специалистами.
В статье, опубликованной в отраслевом журнале «Космонавтика и ракетостроение», рассмотрены результаты эксперимента по исследованию особенностей навигации с помощью космических навигационных систем (КНС) ГЛОНАСС и «Бейдоу» в рамках проекта «Шёлковый путь» на автомобильной трассе Москва – Новосибирск. Приведены оценки качества спутниковой навигации, основанной на использовании сигналов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС), оценки эффективности использования информации российской системы дифференциальной коррекции и мониторинга (СДКМ) и оценки доступности сотовой связи в данном транспортном коридоре. Представлены результаты тестирования некоторых образцов навигационной аппаратуры потребителя (НАП).
Целями эксперимента являлись:
– оценка условий навигации с использованием космических навигационных систем ГЛОНАСС и «Бейдоу»;
– определение точностных характеристик совмещённой навигационной аппаратуры, работающей по сигналам космических навигационных систем ГЛОНАСС и «Бейдоу» в реальных условиях эксплуатации;
– определение зон покрытия сотовой связью вдоль рассматриваемого транспортного коридора;
– оценка эффективности использования СДКМ в пределах рассматриваемого транспортного коридора.
В российской части эксперимента, который проводили специалисты головного института Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» ЦНИИмаш, участвовали навигационные приёмники, принимавшие сигналы от ГНСС:
– Delta, Javad GNSS (ГЛОНАСС/ «Бейдоу»/GPS);
– Sigma-G3T, Javad GNSS (ГЛОНАСС/GPS);
– ОС-103, ООО «Ориент Системс» (ГЛОНАСС/ «Бейдоу»/GPS), с платой COMNAV (Китай);
– NV08C-CSM, АО «КБ Навис», г. Москва (ГЛОНАСС/GPS);
– NV08C-CSM с активированной функцией СДКМ, АО «КБ Навис» (ГЛОНАСС/GPS);
– МНП-М9.1, ООО «ИРЗ-Связь», г. Ижевск (ГЛОНАСС/ «Бейдоу»/GPS).
Состав контролируемых параметров:
– геометрический фактор точности (PDOP) различных ГНСС;
– количество наблюдаемых космических аппаратов различных ГНСС;
– погрешности определения местоположения испытываемых образцов НАП в различных режимах.
Для проведения эксперимента с российской стороны была задействована мобильная измерительно-диагностическая лаборатория, созданная в Информационно-аналитическом центре (ИАЦ) координатно-временного и навигационного обеспечения (КВНО) ФГУП ЦНИИмаш
Китайская сторона для проведения эксперимента предоставила мобильную лабораторию-аналог российской МИДЛ.
Основные функции китайской мобильной лаборатории по мониторингу сигналов спутниковой навигации:
– оценка параметров навигации;
– оценка устойчивости сигнала «Бейдоу»;
– тестирование навигационной аппаратуры потребителя.
В китайской части эксперимента участвовали навигационные приёмники:
– Union Strong Net20 Plus (ГЛОНАСС/ «Бейдоу»/GPS);
– Unicorecomm UR380 (ГЛОНАСС/ «Бейдоу»/GPS);
– COMNAV M300 Pro (ГЛОНАСС/ «Бейдоу»/GPS), –
позволившие контролировать следующие параметры:
– количество видимых НКА;
– величину PDOP;
– точность определения навигационных параметров;
– надёжность передачи информационных сообщений.
Итоговые результаты оценки точности позиционирования представленных образцов навигационной аппаратуры приведены в таблице, где данные российских приёмников предоставлены ИАЦ КВНО, а китайских – китайской стороной. Интересным является то, что точность позиционирования по сигналам ГЛОНАСС, представленная китайской стороной, заметно хуже, чем точность позиционирования, полученная в ИАЦ КВНО. В то же время точность позиционирования по «Бейдоу», представленная китайской стороной, существенно выше, чем у российских образцов приёмников, работавших по сигналам «Бейдоу».
Результаты проведенных тестов, для журнала «Вестник ГЛОНАСС», прокомментировал начальник Аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьев.
Эксперт считает полученные данные очень интересными: «Показана реальная обстановка на одном из важнейших транспортных направлений.
Многообещающими являются выводы о возможности работы с системой мониторинга целостности навигационных полей космической навигационной системы ГЛОНАСС (СДКМ) и о стопроцентном покрытии GPRS.
Принципиальные различия в точности навигационных определений российской и китайской сторон красноречиво говорят об отсутствии единой методики оценки качества работы мультисистемной навигационной аппаратуры.
Также, видимо, по-разному работают в режимах обработки информации СДКМ приемники российской и зарубежной разработки.
Работу надо продолжать. Например, требуют дальнейшей проработки следующие вопросы:
- какова оснащенность транспортных узлов трассы средствами, обеспечивающими субметровые и субдециметровые высокоточные режимы навигации;
- каковы могли бы быть результаты совместных испытаний всей совокупности навигационных средств, в том числе, российских и китайских, сначала по методикам авторов статьи, а затем по методикам китайских испытателей – именно совместных испытаний!
- каковы возможности по мониторингу групп транспортных средств: колонн, региональных корпоративных и индивидуальных объектов и т.д».
Также стоит отметить отличные характеристики работы отечественного навигационного приёмника NV08C (АО «КБ Навис»), подтверждённые в ходе эксперимента. Так, в результате приёма корректирующей информации от СДКМ значительно, более чем в три раза, повышается точность позиционирования НАП NV08C при использовании системы ГЛОНАСС и незначительно повышается точность того же приёмника при задействовании систем GPS и ГЛОНАСС + GPS.
Источник: Вестник ГЛОНАСС