Российский рынок дронов идет на взлет

На сайте «Newprospect.ru» опубликована статья Н. Веденеевой «Рынок дронов идёт на взлёт». Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке.

В 2021 году Россию ждет рост рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). В 2020 году аналитики университета Иннополис уже увидели кратное увеличение спроса на применение беспилотной авиации со стороны крупных компаний в России, а теперь ожидают, что новую технику оценит малый и средний бизнес.

Государственное око

В России развитие БПЛА выделено в отдельное направление государственной программы НТИ (Национальная технологическая инициатива). Этим занимается профильная ассоциация «Аэронет», согласно стратегии развития которой, в период до 2030 года ожидается стремительный рост применения беспилотников в России. На сегодняшний день в разработке находятся около ста проектов по применению беспилотных авиационных систем, идет создание нормативной базы для дальнейшего развития.

«В долгосрочной перспективе предполагается формирование новой диверсифицированной авиационно-космической беспилотной отрасли, в том числе транспортного назначения, — рассказал директор ассоциации «Аэронет» Сергей Жуков. — При этом необходимо учитывать последствия внедрения новых технологий. Например, роботизация в городах, где и так сложно устроиться на работу, — это скорее не благо, а вред. В то же время в труднодоступных для наземного транспорта и человека местах применение беспилотных аппаратов облегчает жизнь и экономически оправдано… ».

Руководитель Лаборатории специальной робототехники Центра компетенций НТИ по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» на базе Университета Иннополис Ксения Шашкина называет еще одно направление, оно связано с поиском новых конструкций для БПЛА.

«Сейчас многие смотрят в сторону гибридных систем, аппаратов вертикального взлета и посадки (VTOL), а также ударопрочных конструкций, — поясняет Ксения Шашкина. — Специалисты Университета Иннополис создали дрон, способный выдержать падение с высоты и сохранить работоспособность после удара. Разработку назвали Tensodrone. Аппарат сконструирован по принципу тенсегрити, который используется в архитектуре при строительстве мостов. Прототип сделан из карбоновых трубок и кевларовых нитей с изготовленными на заказ пружинами. Мелкие элементы напечатаны карбоном и мягким пластиком на 3D-принтере».

Беспилотник беспилотнику рознь

Конструкции дронов различаются в зависимости от их предназначения. Например, тяжёлые БПЛА  массой от 30 до 750 кг в основном применяются военными, прежде всего для воздушной разведки. На «гражданке» такие аппараты могут применяться для дистанционного зондирования Земли, мониторинга протяженных объектов (например, трубопроводов и линий электропередач), сопровождения судов, ледовой разведки и т.д.

«Малыши» до 30 кг помогают проводить аэрофотосъемку местности, считать животных на фермах, контролировать состояние нефтепроводов и газопроводов. Еще изучаются возможности использования таких аппаратов для доставки посылок, перевозки денег между банковскими отделениями и многое другое.

Пока лидером по производству и продаже легких беспилотных авиационных систем является китайская компания DJI, ее доля составляет около 72–75% продаж на мировом рынке. На втором месте находятся французы Parrot с долей 10–12%. Еще 5% рынка занимает американский проект 3D Robotics. Согласно прогнозу The Economist, объем рынка промышленных дронов может достичь $10 млрд к 2023 году.

Россия догоняет

По данным экспертов Иннополиса, российский потенциал использования дронов составляет более $1 млрд в год. На сегодняшний день доля России на мировом рынке равна 2%, большая часть выручки предсказуемо приходится на оборонные проекты.

При этом, отмечает Ксения Шашкина, основной объем продаж приходится на любительские дроны. «85–90 % рынка занимает продукция компании DJI, остальную часть делят отечественные производители, предлагающие  специализированные решения для бизнеса. Точное количество пользователей дронов в РФ назвать сложно, по нашим подсчетам это примерно 50 тыс. человек», — говорит Ксения Шашкина.

Один из крупнейших российских производителей беспилотников — компания «Геоскан». «Бизнес ещё присматривается к таким продуктам, — говорит Ксения Шашкина. — Пандемия внесла свой вклад в развитие БПЛА, и предприятия стали охотно изучать, как можно сократить издержки».

Если смотреть глобально, дроны выполняют две задачи: мониторинг и доставку. Отсюда вытекает множество подзадач для всех отраслей: от сельского хозяйства до строительства и нефтегазовой отрасли. В сельском хозяйстве активно используют дроны для опрыскивания полей, анализа всходов, точечного посева.

«Это увеличивает скорость работы агрономов и прибыль агропромышленного комплекса, — поясняет Ксения Шашкина. — В строительстве дроны используются для мониторинга — они помогают делать ортофотопланы и 3D-карты на всех этапах строительства. Кроме того, многие потребители полюбили съёмку с дронов. Появился новый вид спорта — «гонки дронов». Надеюсь, что скоро появится воздушное такси».

Сергей Жуков считает, что сервис аэротакси появится в России уже между 2025 и 2030 годом. «Эта задача делится на две подзадачи: создание надежных беспилотных авиационных систем для использования их в качестве аэротакси и создание системы организации воздушного движения», — перечисляет Сергей Жуков.

Факторы торможения

По мнению экспертов Иннополиса, использование беспилотных аппаратов в России компаниями тормозят несколько факторов: сырое законодательство, необходимость разработки БПЛА под конкретную задачу (зачастую для предприятий недостаточно просто купить дрон на рынке и использовать для своих целей, необходимы специальные сенсоры, алгоритмы обхода препятствий и анализа специализированных систем в реальном времени на борту дрона), кроме того, в России пока не так много команд, способных делать сложные R&D проекты.

Свободные полеты дронов над российскими городами запрещены, они ограничены светлым временем суток, зоной прямой видимости и высотой не более 150 м от земли или водной поверхности. При этом дроны должны обходить такие объекты, как аэродромы, места проведения публичных мероприятий, спортивных соревнований и т.д.

В законодательную дорожную карту России внесена цель создания законодательной базы, соответствующей уровню развития технологий в сферах беспилотной авиации, геоданных, малой космонавтики. «Также должна быть развита система организации воздушного движения, которая, в свою очередь, предполагает развитие технологий связи, навигации и наблюдения как на земле, так и на борту», — отметили в ассоциации «Аэронет».

Постановке на учет в нашей стране подлежат все дроны, чей вес начинается от 250 г. С начала действия правил о регистрации беспилотников в России было поставлено на учет около 19 тыс. летательных аппаратов. В Иннополисе прогнозируют, что в 2035 году в небе постоянно будут находиться не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов и космических аппаратов.

Источник: https://newprospect.ru/news/articles/drony-idut-na-vzlet/