№ 1 2019

 

УДК 621.396.98

ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА ПО ГЛОБАЛЬНЫМ НАВИГАЦИОННЫМ СПУТНИКОВЫМ СИСТЕМАМ

С. В. Силин

В статье рассматриваются вопросы деятельности Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам (МКГ) при Организации Объединенных Наций (ООН) по тематике рабочей группы S «Стандарты, сигналы и услуги» в 2018 году, касающиеся стандартизации параметров взаимодополняемости ГНСС; возможности введения единой шкалы времени ГНСС; расширения сферы использования навигационных технологий ГНСС.

Ключевые слова: взаимодополняемость, ГНСС, навигационные системы, совместимость, спутниковая навигация.

 

УДК 621.396

УСТОЙЧИВОСТЬ РАДИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ БЛИЖНЕЙ НАВИГАЦИИ И ПОСАДКИ К ВНЕСИСТЕМНЫМ АКТИВНЫМ ПОМЕХАМ

Г. А. Ершов, С. А. Мясников, М. И. Недобежкин

В статье приводятся результаты анализа причин и источников непреднамеренных активных помех для бортовой и наземной аппаратуры радионавигационной системы ближней навигации (РСБН) и посадочной радиомаячной группы (ПРМГ), а также основных методов и средств обеспечения помехоустойчивости штатного оборудования РСБН / ПРМГ на аэродромах РФ.

Ключевые слова: помехоустойчивость, внесистемные активные помехи, радиотехническая система ближней навигации, посадочная радиомаячная группа, отечественный диапазон частот.

 

УДК 621.396.96

МНОГОДАЛЬНОМЕРНАЯ НАВИГАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЗОНЫ ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

В. А. Завьялов, В. М. Король, С. Г. Петухов

В работе рассматривается принцип работы, структура и некоторые особенности многодальномерной системы посадки беспилотных летательных аппаратов. Предложена методика оценивания потенциально достижимой точности определения координат объекта в зависимости от состава и геометрии наземного сегмента оборудования.

Ключевые слова: система посадки, мультилатерация, псевдослучайная последовательность, беспилотный летательный аппарат.

 

УДК 004; 629.3.053

ИННОВАЦИОННЫЕ УЧЕТНЫЕ И ПЛАТЕЖНЫЕ СЕРВИСЫ НА ТРАНСПОРТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ BLUETOOTH LOW ENERGY

А. В. Постолит

В настоящее время в рамках реализации дорожной карты Национальной технологической инициативы (НТИ) – «Автонет» выполняется проект «Разработка и реализация интеллектуального аппаратно-программного комплекса обработки больших данных для анализа пассажиропотоков и автоматизированной оплаты проезда на пассажирских беспилотных транспортных средствах с использованием технологий Bluetooth Low Energy». В основу данного проекта заложены возможности технологий Bluetooth для бесконтактной идентификации объектов и мониторинга их перемещения, и предлагается реализация на основе этих технологий учетно-платежных сервисов. Приведены базовые подходы создания систем для бесконтактной идентификации пассажиров, грузов и мониторинга их перемещения, для автоматизации оплаты проезда на пассажирском транспорте, рассмотрены возможные сферы применения данных технологий для решения различных задач транспортного комплекса. По мере развития беспилотного транспорта потребность в информационных комплексах, построенных на этих принципах, будет приобретать большую актуальность.

Ключевые слова: программное обеспечение, информационные системы, базы данных, идентификация, Bluetooth, мониторинг, платежные системы, пассажирский транспорт, телематическая платформа, беспилотный транспорт.

 

№ 2 2019

УДК 621.391.2

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ sinGBOC-СИГНАЛОВ И cosGBOC-СИГНАЛОВ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ, Ч. 1

М. С. Ярлыков

Рассмотрены корреляционные характеристики синусных обобщенных BOC-сигналов (sinGBOC-сигналов) и косинусных обобщенных BOC-сигналов (cosGBOC-сигналов) для нового поколения спутниковых радионавигационных систем, таких, например, как Galileo (ЕС), GPS (США), ГЛОНАСС (Россия) и BeiDou (Китай). Представлены аналитические выражения корреляционных функций (КФ) одиночных элементов модулирующих функций sinGBOC-сигналов и cosGBOC-сигналов при коэффициентах кратности импульсов Nп= 2 и 4 для различных значений коэффициента заполнения ρ, где ρ [0, 1]. Построены графики и обсуждены свойства КФ таких сигналов.

Ключевые слова: BOC-сигнал, GBOC-сигнал, sinGBOC-сигнал, cosGBOC-сигнал, модулирующая функция, корреляционная функция, спутниковая радионавигационная система, ГЛОНАСС, Galileo, GPS, BeiDou.

 

УДК 621.396.96

ОСОБЕННОСТИ СОГЛАСОВАННОЙ ОБРАБОТКИ СЛОЖНЫХ РАДИОСИГНАЛОВ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ШУМОВ ПРИЕМНОГО ТРАКТА

С. А. Мясников, М. И. Недобежкин, Е. А. Синицын

В статье приводятся результаты аналитических расчетов и моделирования согласованной обработки сложных радиосигналов, которые используются в радиолокации и радионавигации, с учетом влияния шумов приемного тракта, образованных внутриприемным шумом приемника и шумом квантования аналого-цифрового преобразования. Определены потери в отношении сигнал / шум, а также требования к минимальной величине внутриприемного шума приемника.

Ключевые слова: сложные сигналы, отношение сигнал / шум, согласованная обработка, внутриприемные шумы, шумы квантования.

 

УДК 621.396.96

МЕТОД ФОРМАЛИЗОВАННОГО ВЕРОЯТНОСТНОГО ОПИСАНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ СИСТЕМ НАВИГАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ

В. А. Завьялов, В. М. Король, С. Г. Петухов

В статье предлагается метод формализованного описания основных параметров систем навигационного обеспечения посадки, имеющих различные составы и структуры. Из всего многообразия структур посадочных систем рассматриваются структуры: радиолокационной системы посадки, спутниковой (спутниково-инерциальной) системы посадки и новой комплексной системы посадки. Вероятностное описание основных параметров рассматриваемых систем навигационного обеспечения посадки проводится при условии воздействия на системы преднамеренных помех.

Ключевые слова: комплексная система посадки, параметры навигационного обеспечения, радиолокационная система посадки, спутниковая система посадки, теория вероятности.

 

УДК 621.396

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СОВРЕМЕННЫХ И ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИСТЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЭКИПАЖЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ В ЧАСТИ ВОЗДУШНОЙ НАВИГАЦИИ

Н. П. Зубов

В статье приведены основы построения и облик современных систем интеллектуальной поддержки экипажей летательных аппаратов военного назначения. Основное содержание статьи составляют способы представления в бортовых системах интеллектуальной поддержки задач воздушной навигации, решаемых экипажами (командирами группы) вооруженных отечественных и зарубежных самолетов и вертолетов. Приведены примеры представления экипажам летательных аппаратов военного назначения навигационной и другой полетной информации на многофункциональных индикаторах. Показаны перспективы развития систем интеллектуальной поддержки экипажей отечественных и зарубежных летательных аппаратов военного назначения, их информационно-управляющих и экспертных подсистем искусственного интеллекта со зрительным и звуковым каналами.

Ключевые слова: летательные аппараты военного назначения, система поддержки принятия решений, информационно-управляющее поле кабины, информационно-управляющая и экспертная подсистемы искусственного интеллекта, маловысотный полет, линия заданного пути, командир группы, ограниченное воздушное пространство.

 

№3 2019

 

УДК 621.391.2

КОРРЕЛЯЦИОННЫЕ ФУНКЦИИ sinGBOC-СИГНАЛОВ И cosGBOC-СИГНАЛОВ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СПУТНИКОВЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ. Ч. 2

М. С. Ярлыков

Рассмотрены корреляционные характеристики синусных обобщенных BOC-сигналов (sinGBOC-сигналов) и косинусных обобщенных BOC-сигналов (cosGBOC-сигналов) для нового поколения спутниковых радионавигационных систем, таких, например, как Galileo (ЕС), GPS (США), ГЛОНАСС (Россия) и BeiDou (Китай). Представлены аналитические выражения корреляционных функций (КФ) одиночных элементов модулирующих функций sinGBOC-сигналов и cosGBOC-сигналов при коэффициентах кратности импульсов Nп= 2 и 4 для различных значений коэффициента заполнения ρ, где ρ [0, 1]. Построены графики и обсуждены свойства КФ таких сигналов.

Ключевые слова: BOC-сигнал, GBOC-сигнал, sinGBOC-сигнал, cosGBOC-сигнал, модулирующая функция, корреляционная функция, спутниковая радионавигационная система, ГЛОНАСС, Galileo, GPS, BeiDou.

 

УДК 519.8 (075.8)

ПРИНЦИПЫ И ПУТИ СОЗДАНИЯ ПОДВОДНОЙ НАВИГАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

А. Н. Коротоношко

В статье содержится анализ методов навигации исследовательских подводных аппаратов, обеспечивающих высокие точностные характеристики. Проведена оценка реализуемости этих методов в настоящее время и возможности их перспективного развития. Обоснована основная двухступенчатая схема навигации, использующая в качестве первой ступени космический навигационный сегмент ГНСС.

Ключевые слова: подводные аппараты, ГНСС, ГЛОНАСС, гидроакустика.

 

УДК 621.396.96

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОМПЛЕКСНЫХ СИСТЕМ ПОСАДКИ

В. А. Завьялов, В. М. Король, С. Г. Петухов

В статье описывается исследование основных параметров навигационной информации, предоставляемой потребителю перспективной комплексной системой посадки, проводившееся на основе метода формализованного описания требований к таким системам. В качестве перспективной системы посадки выбрана высокомобильная автоматизированная комплексная система управления полетами, навигации, посадки и связи.

Ключевые слова: высокомобильная комплексная система посадки, параметры навигационного обеспечения, радиолокационная система посадки, спутниковая система посадки, теория вероятности.

 

УДК 629.78

НАВИГАЦИЯ ВНУТРИ ПОМЕЩЕНИЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СВЕРХШИРОКОПОЛОСНЫХ СИГНАЛОВ

А. А. Чугунов

Навигационные системы играют важную роль в решении большого числа военных и гражданских задач. Фактическим стандартом для позиционирования в открытом пространстве являются глобальные навигационные спутниковые системы (ГНСС) ГЛОНАСС, GPS, Galileo, Beidou и их функциональные дополнения. В то же время актуальным является обеспечение навигации в закрытых помещениях и в зонах низкого качества радионавигационного поля ГНСС. Использование сверхширокополосных сигналов локальных навигационных систем – это один из перспективных вариантов повышения надежности навигации в сложных условиях. В данной работе представлен вариант построения такой системы и расчет точности навигационных определений.

Ключевые слова: вторичная обработка, локальная навигация, локальное позиционирование, навигация в помещении, сверхширокополосные сигналы.

 

№4 2019

УДК 621.396.933

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПСЕВДОСПУТНИКОВЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСАДКИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А. Н. Коротоношко

В статье рассмотрены вопросы использования псевдоспутников системы ГЛОНАСС для посадки воздушных судов. Псевдоспутники системы ГНСС – это наземные радиомаяки, которые излучают сигналы, подобные сигналам космических аппаратов ГЛОНАСС или GPS и размещенные в диапазоне частот ARNS, выделенном для гражданских систем аэронавигации. Как показали проработки, проведенные в рабочих группах ИКАО, в настоящее время отсутствуют удовлетворительные решения по созданию навигационных систем APNT. В мировой практике реализована только одна псевдоспутниковая система Locata, но она внедряется только в Австралии, где региональные правила допускают использование частот, не входящих в диапазон ARNS. Статья предлагает решение этой проблемы на базе технических возможностей системы ГЛОНАСС.

Ключевые слова: псевдоспутники, посадка воздушных судов, ГНСС, ГЛОНАСС

 

УДК 621.3.088.7

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРТОГОНАЛЬНОГО UD-ФИЛЬТРА КАЛМАНА И ДИСКРЕТНОГО ФИЛЬТРА КАЛМАНА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В СЛАБОСВЯЗАННОЙ ИНТЕГРАЦИИ СПУТНИКОВО-ИНЕРЦИАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ ИЗМЕРЕНИЙ

Н. Б. Богуспаев, А. С. Раскалиев, А. Т. Мурзалиев, И. В. Мелешкина

В среде MATLAB разработана имитационная модель инерциально-спутниковой навигационной системы с использованием ортогонального UD-фильтра Калмана и стандартного дискретного фильтра Калмана. Проведены тестирования разработанной имитационной модели. В качестве входных данных имитационной модели использовались данные, считанные с предварительно синхронизированных и взаимно откалиброванных датчиков, модуля ИНС и приемника ГНСС. Результаты тестирования имитационной модели показали, что величина параметра округления меньше влияет на точность позиционирования при обработке входных данных с использованием ортогонального UD-фильтра Калмана по сравнению с использованием стандартного дискретного фильтра Калмана.

Ключевые слова: глобальная навигационная спутниковая система, инерциальная навигационная система, слабосвязанная интеграция, UD-фильтр Калмана

 

УДК 621.396.956.001.5

ПРИМЕНЕНИЕ СИНТЕЗА АПЕРТУРЫ АНТЕННЫ В ПРЕЦИЗИОННОМ КОСМИЧЕСКОМ РАДИОВЫСОТОМЕРЕ

Р. Р. Гайнуллин

В настоящее время применение прецизионной радиовысотометрии с борта космических аппаратов широко известно и полностью оправдано, так как потенциальные возможности, для которых проектировались прецизионные радиовысотомеры (ПРВ), реализованы в исследованиях глобальной океанографии. Однако традиционные ПРВ не подходят для подстилающих поверхностей с большим уклоном или с малой удельной эффективной поверхностью рассеивания (ЭПР) (например для ледовой шероховатой поверхности). Для исследования топографии подстилающих поверхностей такого типа в статье рассмотрено применение синтеза апертуры (СА) антенны в космическом радиовысотомере. Режим СА позволяет значительно уменьшить размер облучаемой поверхности в продольном направлении (по линии движения космического аппарата) и повысить пространственное разрешение без увеличения размеров антенно-фидерной системы, в отличие от ПРВ с ограничением облучаемой поверхности по разрешающей способности зондирующего сигнала. Огибающая мощности отраженного сигнала позволяет оценить параметры подстилающей поверхности: шероховатость, высоту отражающей поверхности, коэффициент отражения.

Ключевые слова: космическое базирование, ледовая поверхность, прецизионный радиовысотомер, синтез апертуры антенны, форма отраженного сигнала

 

УДК 621.396.98

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО БОРТОВОГО РАДИОЭЛЕКТРОННОГО НАВИГАЦИОННО-ПОСАДОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

В. И. Бабуров, А. В. Агарков, А. П. Бондаренко, А. Г. Вострецов, В. Ю. Зубарев, Ю. А. Кацаев, Е. Л. Молдован, П. К. Никольский, Б. В. Пономаренко, Е. Г. Шанин, М. И. Шульман

В статье приводится информация о функциях и архитектуре разрабатываемого нового интегрированного бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) навигации и посадки летательных аппаратов гражданской и государственной авиации России.

Ключевые слова: БРЭО, интеграция, навигация, посадка

 

№1 2020

 

УДК 34.06

НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В РАМКАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО КОМИТЕТА ПО ГЛОБАЛЬНЫМ НАВИГАЦИОННЫМ СПУТНИКОВЫМ СИСТЕМАМ

С. В. Силин

Рассмотрены новые инициативы российской стороны в рамках деятельности Международного комитета по глобальным навигационным спутниковым системам (МКГ) при Организации объединенных наций (ООН) по тематике рабочей группы S «Стандарты, сигналы и услуги» в 2019 году.

Ключевые слова: спутниковая навигация, навигационные системы, взаимодополняемость и совместимость ГНСС

 

УДК 621.396.933

МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВЫСОТЫ В ПСЕВДОСПУТНИКОВЫХ СИСТЕМАХ ЗАХОДА НА ПОСАДКУ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ

А. Н. Коротоношко

Рассмотрены вопросы измерения высоты в псевдоспутниковых системах посадки воздушных судов (ВС). Высота нахождения ВС относительно взлетно-посадочной полосы (ВПП) является наиболее критичным параметром, обеспечивающим безопасную посадку ВС. В системах посадки, категорированных ИКАО, непосредственное определение координаты высоты по данным космических аппаратов глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) не может обеспечить необходимые точности приземления. По этой причине ИКАО предписывает использование для таких операций автономных высотомеров, радио- или барометрических. В статье описаны предложения по технической реализации таких решений.

Ключевые слова: псевдоспутники, посадка воздушных судов, барометрические высотомеры, радиовысотомеры, ГНСС, ГЛОНАСС

 

УДК 625.018.7

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕГРАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСА БОРТОВЫХ ТРАЕКТОРНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕРТИФИКАЦИОННЫХ ЛЕТНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПИЛОТАЖНО-НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ И КОМПЛЕКСОВ ВОЗДУШНЫХ СРЕДСТВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Е. Г. Харин, О. С. Мордвинов, И. А. Копылов, В. А. Копелович, В. Р. Кожурин, А. Ф. Якушев, В. Г. Поликарпов, А. Ю. Макарова, Н. А. Соин, В. М. Царев

Приведены результаты применения интегральной системы обеспечения сертификационных летных испытаний пилотажно-навигационных систем и комплексов воздушных средств гражданской авиации. Система построена на основе Комплекса бортовых траекторных измерений (КБТИ) и предназначена для оценки и анализа характеристик пилотажно-навигационного и другого бортового оборудования летательных аппаратов в процессе летных испытаний при полетах в системе ОрВД, построенной на технологиях CNS / ATM c функциями Performance-based Navigation (PBN). В состав интегральной системы обеспечения летных испытаний авионики входят: комплекс бортовых траекторных измерений, базовые и мобильная контрольные станции, летающие лаборатории, стенды сопровождения испытаний, вычислительная сеть, автоматизированные рабочие места и программно-математическое обеспечение обработки и анализа информации летных испытаний. Систему обслуживают и эксплуатируют квалифицированные инженерно-технические кадры по всем системам и комплексам пилотажно-навигационного оборудования (ПНО). Создано и апробировано программно-математическое обеспечение обработки и анализа материалов летных испытаний. Эффективность применения интегральной системы показана на примерах сертификационных наземных и летных испытаний самолета Ил-96-300, выполненных в связи с Главными изменениями: «Расширением ожидаемых условий и модернизацией оборудования». Разработанные технологии обеспечили проведение и обработку материалов летных испытаний практически всех опытных и модернизированных летательных аппаратов РФ и бортового оборудования транспортных и маневренных самолетов (свыше 12 000 полетов).

Ключевые слова: интегральная система обеспечения испытаний, методы оценивания, сертификационные испытания, авионика, пилотажно-навигационное оборудование, связь, навигация, наблюдение, организация воздушного движения, система зональной навигации, требуемые навигационные характеристики.

 

УДК 656.13: 681.3

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ВНУТРИСАЛОННОГО КОМФОРТА ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НАЗЕМНЫМ ГОРОДСКИМ ТРАНСПОРТОМ НА ОСНОВЕ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Г. В. Аваньянц, И. В. Конин

В связи с повышенным уровнем пассажиропотока в мегаполисах, на транспорте уделяется особое внимание обеспечению стандарта качества пассажирских перевозок. Поэтому одной из первоочередных задач предприятия, осуществляющего перевозки пассажиров, является организация автоматизированного контроля и учета комфорта в салоне транспортного средства при выполнении транспортной работы. Примером такого решения является разработанная автоматизированная система мониторинга внутрисалонной температуры (АИС МВТ). Система предназначена для автоматизации процессов, связанных с мониторингом температуры внутри салона транспортного средства (ТС) и обеспечения комфортных климатических условий для пассажиров и водителя на маршрутах наземного городского пассажирского транспорта. Для этого ТС оборудованы температурными датчиками, которые измеряют температуру среды в салоне ТС и в кабине водителя. Температурные датчики подключены к бортовому блоку, который наряду с навигационными данными передает показания температурных датчиков. Показания датчиков обрабатываются согласно заложенным в АИС МВТ алгоритмам.

Ключевые слова: автоматизированная информационная система, мониторинг, программный продукт, температурный датчик

 

 

№ 2 2020

 

УДК 621.78

НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕРТИФИКАЦИИ СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙ И УСЛУГ СИСТЕМЫ ГЛОНАСС И СИСТЕМЫ ГЛОНАСС В ЦЕЛОМ

С. Н. Карутин, Л. В. Юрасова, М. А. Кондрашин, О. Ю. Арсенов, И. С. Новиков, А. А. Ерышев, В. Д. Павлов, И. В. Козлов, Г. В. Абраменков, В. М. Царев

Рассмотрены подходы к нормативному правовому обеспечению сертификации как предоставляемых услуг системой ГЛОНАСС, так и составных частей системы и системы в целом. Описан создаваемый комплекс средств сертификации системы ГЛОНАСС, осуществляющий техническую реализацию сертификации ГЛОНАСС (услуг, составных частей, системы в целом).

Ключевые слова: сертификация ГЛОНАСС, технический регламент Таможенного союза, комплекс средств сертификации системы ГЛОНАСС, система добровольной сертификации, система оценки соответствия Госкорпорации «Роскосмос»

 

УДК 629.7.051; 520.6.07; 524.354.4

АВТОНОМНАЯ НАВИГАЦИЯ В КОСМОСЕ ПО ИЗЛУЧЕНИЮ ПУЛЬСАРОВ. ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В. Д. Левченко

В статье дан краткий обзор результатов и целей работ, проводимых Национальным управлением по аэронавтике и космическому пространству (NASA), Европейским космическим агентством (ЕКА) и представителями Китайской Народной Республики для обеспечения автономной навигации космических аппаратов по излучению пульсаров.

Ключевые слова: автономная навигация в космосе, излучение пульсаров, программа NICER / SEXTANT, спутник XPANV-1, программа NAVISP, система PulChron

 

УДК 631.396.96

ПРИНЦИПЫ И ПУТИ СОЗДАНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ НАВИГАЦИИ В НАЗЕМНЫХ ЗДАНИЯХ И ПОДЗЕМНЫХ СООРУЖЕНИЯХ

А. Н. Коротоношко

В статье содержится анализ методов персональной навигации в наземных зданиях и сооружениях, а также в подземных объектах и естественных образованиях, в которых отсутствует доступ к спутниковым радионавигационным сигналам. Обоснованы пути создания навигационных систем и устройств, использующих псевдоспутники системы ГЛОНАСС, прецизионные барометрические высотомеры и инерциальные навигаторы. Предложенные в статье решения основаны преимущественно на применении существующих технических средств.

Ключевые слова: псевдоспутники, персональная навигация, ГЛОНАСС, инерциальные навигационные системы, барометрические высотомеры

 

УДК 625.018.7

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ БОРТОВОЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ РЕШЕНИЙ ЭКИПАЖА ВОЗДУШНОГО СУДНА

А. Ф. Якушев, А. В. Ясенок, Е. Г. Харин, И. А. Копылов, В. А. Копелович, В. П. Болин

В статье приведены результаты исследований по созданию и отработке на базе математического и полунатурного моделирования на пилотажном стендовом комплексе АО «ЛИИ им. М. М. Громова» и летных испытаний на летающей лаборатории Ту-154М экспериментального образца интеллектуальной системы поддержки решений экипажа в особых ситуациях полета самолетов гражданской авиации (ИСПЭ). Система предназначена для выявления и анализа особых ситуаций на всех этапах полета и выработки сообщений экипажу о необходимых действиях для обеспечения безопасного выхода из особой ситуации или уменьшения ее последствий. При проведении стендовой отработки и летных исследований экспериментального образца ИСПЭ было проверено функционирование аппаратного, алгоритмического и программно-математического обеспечения системы, выполнен анализ полученных результатов с точки зрения полноты и достоверности алгоритмов контроля особых ситуаций. Проведенные исследования показали, что применение экспертных систем в составе бортового оборудования самолета, формирующих предупреждение о приближении особой ситуации и подсказку экипажу в виде рекомендаций о первоочередных наиболее рациональных действиях по предотвращению опасного развития ситуации, позволяет значительно уменьшить количество авиационных происшествий. Полученные результаты могут быть использованы при разработке систем обеспечения безопасности для самолетов гражданской авиации.

Ключевые слова: интеллектуальная система, безопасность полетов, поддержка решений экипажа, особая ситуация, пилотажно-навигационное оборудование, ошибки экипажа, отказ оборудования, методы оценивания, математическое и полунатурное моделирование, летные испытания

 

УДК 629.7.007:355.42

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ В АВИАЦИИ АЭРОМОБИЛЬНЫХ СТАНЦИЙ СПУТНИКОВЫХ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫХ ПОПРАВОК («ПСЕВДОСПУТНИКОВ») НА БАЗЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ВЕРТОЛЕТНОГО ТИПА

Н. П. Зубов

В статье рассмотрены области применения в интересах авиации аэромобильных станций дифференциальных поправок спутниковых навигационных систем на базе беспилотных летательных аппаратов (БЛА) вертолетного типа. Даны предложения по применению таких станций в условиях различных военных конфликтов.

Ключевые слова: дифференциальные станции, БЛА вертолетного типа, летательный аппарат военного назначения, «псевдоспутник», спутниковые навигационные системы, система наведения, точность, управляемое оружие

 

№ 3 2020

 

УДК 621.396.98

СИНТЕЗ И АНАЛИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АЛГОРИТМА МНОГОЧАСТОТНОЙ СИСТЕМЫ ФАЗОВОЙ АВТОПОДСТРОЙКИ ЧАСТОТЫ В ПРИЕМНИКАХ ГНСС

С. Н. Карутин, В. Н. Харисов, А. В. Пельтин, А. А. Кушнир

В статье рассмотрен синтез алгоритма многочастотной системы фазовой автоподстройки частоты (ФАП) при совместном слежении за фазами несущих совокупности сигналов в разных частотных диапазонах от одного навигационного космического аппарата. Получено квазианалитическое решение, позволяющee значительно упростить техническую реализацию алгоритма. Проведен анализ характеристик точности и помехоустойчивости синтезированного алгоритма.

Ключевые слова: многочастотная система фазовой автоподстройки, глобальные навигационные спутниковые системы, помехоустойчивость

 

УДК 528.526.6

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ПЕРСПЕКТИВ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ ВОЛНОВЫХ ТВЕРДОТЕЛЬНЫХ ГИРОСКОПОВ (АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПО ЗАРУБЕЖНЫМ МАТЕРИАЛАМ)

С. Е. Переляев

Волновой твердотельный гироскоп (ВТГ), или Hemispherical Resonator Gyro (HRG) (полусферический резонаторный гироскоп (ПРГ)), является уникальным измерительным прибором в области практического применения новых инерциальных датчиков. Испытания малогабаритного ПРГ/HRG известной компании Safran Electronics & Defense (Франция) на основе миниатюрного полусферического кварцевого резонатора («бокала») показали, что именно этот гироскоп способен удовлетворить всем требованиям любого потенциального заказчика. Согласно исследованиям Агентства перспективных оборонных исследований (DARPA, США) [1], параметры, которые были ранее достижимы при использовании наукоемких механических и оптических технологий, реализованными в прецизионных

электростатических (ЭСГ / ESG) и высокоточных кольцевых лазерных гироскопах (КЛГ / RLG), а также волоконно-оптических гироскопах (ВОГ / FOG), теперь весьма успешно реализуются новыми инерциальными датчиками типа ВТГ / HRG, обладающими значительно более высокой достоверностью выходных данных и значительно меньшими габаритами. ВТГ / HRG обеспечивают высокую навигационную точность при более низкой стоимости массового производства и меньших размерах, чем RLG или FOG.

Ключевые слова: волновой твердотельный гироскоп (ВТГ), полусферический резонаторный гироскоп (ПРГ), кольцевой лазерный гироскоп (КЛГ); волоконно-оптический гироскоп (ВОГ), инерциальные датчики ориентации (ИДО), инерциальные навигационные системы (ИНС)

 

УДК 628.92/.97

МИНИМИЗАЦИЯ ГАБАРИТНО-МАССОВЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СВЕТОТЕХНИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ МОБИЛЬНЫХ СЕКТОРНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ

ЗА СЧЕТ ПРИМЕНЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МОЩНЫХ СУПЕРЪЯРКИХ СВЕТОДИОДОВ

Д. В. Васильев, А. И. Ларюшин

В статье рассмотрено применение мощных монохромных суперъярких светодиодов в секторных навигационных комплексах для зрительной навигации. Рассмотрены светодиоды CREE с оптикой LEDIL и светодиоды компании «ОПТЭЛ». Оценено распределение яркости в сечении светового потока фокальной плоскостью проекционной оптической системы излучателей, составляющих изделие. Яркость отечественных светодиодов увеличена в 1,7 раза по сравнению с зарубежными за счет уменьшения площади сечения светового потока, определяемого конструкцией светодиода, при этом объем оптического блока уменьшен в 6 раз, что позволяет создавать малогабаритные мобильные комплексы. Положительные результаты испытаний мобильных комплексов Научно-технического предприятия «Аэрооптика» на светодиодах «ОПТЭЛ» позволяют рекомендовать их для навигации водного и воздушного транспорта ночью и днем в простых и сложных метеоусловиях.

Ключевые слова: мощный монохромный суперъяркий светодиод, фокальная плоскость, проекционная оптическая система, кадровое окно, световой поток, распределение яркости, вторичная оптика

 

УДК 656.132

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАПОЛНЕНИЯ САЛОНА ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА НА ОСНОВЕ ОБРАБОТКИ НАВИГАЦИОННЫХ И ДРУГИХ ТЕЛЕМАТИЧЕСКИХ ДАННЫХ

В. Н. Богумил, В. М. Власов, М. Х. Дуке-Саранго, Д. Э. Касимов

В статье рассматривается метод прогнозирования наполнения салона транспортных средств (ТС) городского пассажирского транспорта (ГПТ). Одним из путей улучшения сложной транспортной ситуации российских мегаполисов является повышение привлекательности городского пассажирского транспорта в глазах граждан. Для этого необходимо повышать качество работы городского пассажирского транспорта. Одним из важнейших показателей качества перевозок является наполнение салона транспортного средства. Социальный стандарт Министерства транспорта Российской Федерации устанавливает норму 5 человек на 1 м2 площади салона. Однако остается задача обеспечения соблюдения этой нормы. Данная задача может быть решена на основе методов прогнозирования наполнения салона на маршруте в режиме реального времени. Прогноз формируется на основе обработки данных спутниковой навигации для позиционирования транспортных средств совместно с данными о входе и выходе пассажиров на остановочных пунктах маршрута. По результатам прогноза система управления, при необходимости, будет принимать соответствующие управляющие воздействия. Для решения поставленной задачи необходимо создание методики прогнозирования, которая послужит теоретической основой для разработки программного обеспечения, решающего задачу прогнозирования наполнения салона в режиме реального времени. В статье

описывается разработка методики прогнозирования наполнения салона ТС ГПТ с использованием метода экспоненциального сглаживания. Результаты проведенных экспериментальных исследований показали достаточно высокую точность прогноза наполнения салона.

Ключевые слова: городской пассажирский транспорт, критическая остановка рейса, метод экспоненциального сглаживания, прогнозирование наполнения салона транспортных средств, социальный стандарт транспортного обслуживания населения