Навигационные помехи как фактор работы современной инфраструктуры

В настоящее время актуально стоит вопрос создания средств, позволяющих ставить навигационные помехи и, как следствие, противодействовать современным беспилотным аппаратам. Так существуют системы, ставящие имитационные радиопомехи, что часто используется для борьбы с дронами. Они приводят к ложному положению синхроимпульса и вызывают сбой системы связи. Или системы заградительных радиопомех, приводящих к прекращению использования сигнала ГЛОНАСС/GPS.

Данные системы используются в основном силовыми структурами для преднамеренной установки помех при проведении массовых мероприятий, перемещении первых лиц государства или в зонах закрытых для полетов беспилотных авиационных средств.

Современные компании активно работают над созданием подобных средств установки навигационных помех. На международной выставке INTERPOLITEX-2018 была представлена новая система подавления сигнала спутниковых навигационных систем (ГЛОНАСС/GPS) производства компании ZALA AERO.

Как сообщается на официальном сайте концерна «Калашников», система подавления прошла успешные испытания и доказала свою эффективность.

Система представлена в виде компактного модуля, встраиваемого под крыло авиабеспилотника. Она обладает способностью подавлять сигнал спутниковых навигационных систем (СНС) в радиусе до 5 км и блокировать работу всех устройств, использующих СНС для навигации.

Предполагается, что разработанное устройство будет востребовано у силовых структур и спецподразделений для нейтрализации потенциально опасного оборудования противника.

Однако, как прокомментировал «Вестнику ГЛОНАСС» начальник аппарата Главного конструктора навигационной аппаратуры потребителей системы ГЛОНАСС Алексей Муравьёв, помимо специально поставленных навигационных помех (теми же пресловутыми «силовыми структурами») существует достаточно факторов, влияющих на помехоустойчивость средств спутниковой навигации. «Улетел и пропал дрон, каршеринговый автомобиль накрутил лишние километры, сбилась синхронизация сети связи и т.д. и т.п. По каким причинам это происходит? На самом деле не так просто выявить истинные причины. Ими могут быть естественные условия навигации или искусственно созданные условия, например, городская застройка. Могут быть и помеховые воздействия: непреднамеренные и преднамеренные, широкополосные и узкополосные, импульсные и имитационные», — пояснил он.

В настоящее время существуют отдельные немногочисленные образцы помехозащищенной аппаратуры, одна из них смарт-антенна ГЛОНАСС/GPS Nav-X производства АО «КБ НАВИС». Она позволяет обеспечивать высокоточную временную синхронизацию систем связи при наличии в эфире заградительных и имитационных радиопомех.

Так владельцы квадракоптеров или, например, фермеры, использующие технологии точного земледелия, могут с успехом использовать антенну Nav-X на тракторах, водных и воздушных судах и на некоторых других транспортных средствах. Указанную антенну с некоторыми ограничениями (по габаритам и энергопотреблению) можно предложить и для квадрокоптеров среднего и тяжелого классов.

Вопрос создания помехозащищенной аппаратуры особенно актуален для беспилотников и развития перспективной инфраструктуры для них. «Если нет пилота и оператора, даже расположенного удаленно, то решения по управлению движением роботизированному транспортному средству придется принимать самостоятельно, что многократно повышает ответственность и требует особого уровня надежности», — отметил Муравьев.

По словам эксперта, речь должна идти не только о бортовых средствах. Мониторинг помеховой обстановки должен стать задачей для всей инфраструктуры беспилотного транспорта. В этой инфраструктуре должны быть предусмотрены средства идентификации помех, а также средства группового мониторинга состояния средств навигации и управления контролируемыми объектами.

Источник: Вестник ГЛОНАСС