еЛоран и авиация

Чем серьезнее становятся угрозы GPS, тем большую поддержку в США получает идея восстановления навигационной системы eLoran в качестве резервной.

По сообщениям экипажей, число отключений GPS в 2018 году в Европе резко возросло до 3000, и теперь эксплуатанты воздушных судов и авиалинии начинают обращать внимание на эту проблему.

Еще десять лет назад Герхард Берз, старший эксперт по навигационным системам в Евроконтроле, сказал: «Кажется, что GPS работает всегда, поэтому пилотам и международным ассоциациям воздушного транспорта не нужно тратить много времени на размышления о потенциальных проблемах. Сейчас эксплуатанты воздушных судов и авиакомпании начинают обращать внимание на проблемы, связанные со сбоями GPS». В настоящее время об этих проблемах часто сообщают в рамках усилий по надзору за безопасностью в отрасли.

Последствия помех

Федеральное агентство воздушного транспорта заявляет, что в США редки случаи глушения и спуфинга GPS, но за последние 20 лет агентство участвовало в многочисленных тестах на глушение и спуфинг GPS в Министерстве обороны.

Сигнал GPS можно заглушить при помощи другого сигнала, и сделать это легко, поскольку у GPS очень слабый сигнал – менее одной миллионной миллиардной Вт, согласно Брэду Паркинсону, известному как «отец GPS». Паркинсон служил в ВВС США и в качестве полковника руководил разработкой GPS. Он также основал Стэнфордский центр позиционирования, навигации и времени в США и до сих пор консультирует ФАВТ.

Спуфинг – это передача такого сигнала, который заставляет приемник GPS вычислять ложную информацию о местоположении. Есть более сложный прием, известный как интеллектуальное глушение, когда передается ложный сигнал, который вообще не может быть использован приемником для расчета местоположения. Приемники в этом случае могут продолжать функционировать и не показывать, что они обнаружили какую-либо неисправность. Использование спуфинга и умного глушения Россией было отражено в докладе Above Us Only STARS («Над нами только звезды»), опубликованном американской неправительственной группой C4ADS, которая анализирует проблемы международной безопасности. В отчете C4ADS рассматривается 10 000 связанных с Россией инцидентов спуфинга GPS, которые были обнаружены в течение 2 лет и затронули 1300 судов в Средиземном море, Черном море, Финском заливе и в водах у Владивостока в России. Некоторые из этих инцидентов вблизи России и Сирии произошли в международных водах и могут быть результатом российских действий по защите президента России Владимира Путина и других высокопоставленных лиц от беспилотников. В докладе также упоминаются инциденты, обнаруженные профессором Тоддом Хамфрисом из Техасского университета в Остине. Хамфрис изобрел способ использования датчиков на Международной космической станции для обнаружения и регистрации нарушений сигнала GPS в режиме реального времени.

В другом отчете, опубликованном в прошлом году Министерством науки Великобритании, под названием «Время и позиционирование: исследование критических зависимостей», описана растущая зависимость от ГНСС, в том числе в авиации. В отчете анализируются помехи ГНСС, измеренные двумя датчиками за четыре года. Один был установлен на крыше здания в одном из финансовых районов Лондона, а другой – возле пригородного аэропорта, где навигационную информацию используют легкие летательные аппараты. В обоих случаях ежедневно регистрировалось около четырех случаев помех, источником которых предположительно являлись транспортные средства с глушителями. В отчете говорится, что уязвимые области ГНСС, подверженные как естественным, так и искусственным помехам, плохо изучены и что необходимо создание резервной системы.

Этот отчет последовал за опубликованным правительством Великобритании в 2017 году отчетом «Нарушение работы ГНСС – экономическое воздействие на Великобританию», согласно которому пятидневная потеря сигналов ГНСС приведет к потере 5,1 млрд фунтов стерлингов (6,4 млрд долларов США). В отчете также сказано, что авиация получает только около 1% от общей выгоды использования ГНСС, которая составляет не менее 6,7 млрд фунтов стерлингов, автотранспорт – 49%, а службы экстренной помощи и службы правосудия – 30%.

Противодействие угрозе

Гражданская авиация может пострадать от глушения, которое даже на нее не направлено. Потенциальные источники помех включают глушители GPS, установленные на транспортных средствах, и даже солнечную активность. Кроме того, некоторые государства и злоумышленные группы могут выбрать свою целью авиационную сферу и целенаправленно нарушать аэронавигацию.

Решение, предложенное в США для противодействия угрозе GPS, заключается в разработке системы eLoran (система дальней радионавигации). eLoran – это наземная система, работающая в низкочастотном диапазоне, поэтому заглушить или подделать ее сигналы практически невозможно, считает Дана Говард, возглавляющий Фонд устойчивой навигации и синхронизации в Вашингтоне, округ Колумбия.

 

Источник: https://rntfnd.org/2019/09/26/jam-busters-eloran-aviation-air-traffic-technology-international/